ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины). При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

 

Гроб может нести любой человек. У Иоанна Златоуста есть такое слово об умерших, где он говорит о том, что гроб должны нести близкие сродники (то есть родные) почившего, чтобы тем самым в последний раз послужить ему. Очень важно помнить эти слова святого, потому что в народных суевериях распространено ошибочное мнение, что родные не должны нести гроб

Да, уже с первого мгновения после смерти человека его можно поминать в молитвах, добрых делах. Кроме того, уместно было бы, не дожидаясь сорокового дня после смерти человека, начать раздавать его вещи нуждающимся. Так уже с первых дней вы привлечете других людей к молитве за дорогого вам человека.

Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Бывают исключительные случаи, когда нет возможности совершить чин отпевания до похорон — над телом усопшего. Тогда, можно прийти в храм (желательно тот, где почивший был прихожанином) вместе со всеми, кому был дорог усопший, и совершить заочный чин отпевания. Если на то, конечно, будет благословение священника.

Дни считаются таким образом: первый день — это сам день смерти. И далее считаем. Например, если человек умер 10 июня, то первый день — это 10 июня, второй — 11, третий — 12. Девятый день — это 18 июня. И так далее. Год — это всегда день смерти. Каков бы ни был год смерти или год после нее — обычный или високосный — считается именно тот же календарный день.

Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.

Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, придя в храм помолиться.

Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Нет, стол накрывать не обязательно.  Смысл обеда — в том, что родственники и близкие собираются вместе, чтобы помолиться об усопшем, вспомнить его хорошими словами. А стол накрывается, поскольку надо же покормить тех, кто пришел. То есть, сакрального смысла трапеза, как прием пищи, не имеет. Поэтому вполне достаточно, если Вы совершите в этот день главное — молитву об усопшем. Если усопший не был крещен, то помолиться о нем можно дома, своими словами. 

Сорокоуст должен начаться как можно раньше, когда душе особенно нужна молитвенная помощь. Она всегда необходима, а особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям, но более же всего — в первые три дня. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных вещей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, и благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

Во время отпевания ( в храме или когда священник приходит в дом, где находится тело усопшего) священник обязательно положит на лоб почившего венчик, поставит иконку к его рукам и в определенный момент совершения чина отпевания призовет всех прощаться с телом. В эту минуту будет уместным подойти, поклониться умершему, тем самым испрашивая прощения у него и отдавая ему последние почести, поцеловать икону, положенную возле левой руки (иногда кладут крест), или венчик на лбу почившего. 

Если у вас по каким-то причинам нет сил приблизиться к телу умершего, можете ограничиться поклоном ему, выражая тем самым свое почтение его памяти.

После похорон нельзя вести себя недостойно, в том числе по отношению к памяти почившего. Нельзя предаваться унынию, как это ни странно звучит. Стоит сосредоточить весь свой ум и свое страдающее сердце на помощи почившему, чтобы помочь ему перейти из жизни временной в жизнь вечную. Какой может помощь почившему? Молитва. Добрые дела в память о нем.

Есть так называемое правило чтения Псалтыри по усопшим. Это древняя и замечательная традиция. Каждый день после смерти человека читается по одной кафизме из Псалтири, с добавлением молитвы об умершем.

После похорон надо занять себя богоугодными делами в честь и память почившего. Это будет лучшим занятием для человека, который хочет помочь своему почившему ближнему.

Безусловно, детям можно приходить на похороны. Бояться, что это как-то негативно на них повлияет, не нужно. Дети воспринимают смерть совершенно нормально — как определенный этап жизни человека. Их не надо специально ограждать от этого события. Но, и как во всем другом, с детьми надо общаться, беседовать. Рассказать им, что такое смерть, когда она наступает в жизни человека, зачем нужно отпевание и почему все собираются на похороны.

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения кутии — вареных зерен пшеницы или риса с медом. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.  

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан — совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда,  и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

Накрытый поминальный стол — это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. И, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Да, на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.

В этот день надо помянуть человека на службе, то есть накануне, 6 января, или когда пойдете на ночную службу, подать о нем записку на Проскомидию (В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды — на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных). А поминальный обед собрать, поехать на кладбище и отслужить панихиду будет правильно в любой день после Рождества Христова, потому что совместить и большой праздник, и поминки — это очень сложно. Потому в таких ситуациях поездку на кладбище и сбор родственников переносят на попозже.

Во время поста бывают особые дни поминовения усопших — Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.

Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». 

Безусловно, можно. Нет никаких препятствий тому, чтобы беременная женщина приходила на похороны родного или близкого человека. То, что это может как-то отразиться на ребенке, — суеверия, не стоящие внимания христианина

Лампады, которые ставят перед иконами, являются символом огня веры в Христа, который способен разогнать тьму зла.

Возжигать светильники Бог повелел пророку Моисею: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх 27:20,21).

И мы продолжаем эту традицию, означающую горение духа, которое должно быть свойственно каждому верующему человеку.

Самоубийц хоронят без церковного отпевания. Самый дорогой дар, данный человеку, — жизнь, — самоубийца как бы бросает в лицо Богу и говорит: «Возьми, мне это не нужно…» Именно поэтому в Православной Церкви не отпевают и церковно не поминают самоубийц.

Раньше людей, покончивших жизнь самоубийством, хоронили за оградой церковного кладбища. Сейчас таких строгих правил нет. Но никто не запрещает нам поминать самоубийцу в домашней молитве.

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.

Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея.

Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.
Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела.

Пьяниц и наркоманов хоронят по обычному чину, если они не покончили собой. Алкоголизм и наркомания — болезни, и мы можем сказать, что люди, страдающие ими, погибают по безумию, и это сумасшествие не добровольное — это недуг.

Когда в церкви несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отсужено одновременно о двух или более усопших, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были прочитаны наспех. Ведь каждое слово молитвы подобно для усопшего капле воды для жаждущего. Так что, не будем думать о своем удобстве, а об умершем с которым мы расстаемся навеки.

Если вам известно, что кто-то из ваших близких не был отпет (погибший в военные годы, пропавший без вести, утонувшими и т.п), обязательно нужно заказать такое  отпевание в церкви. А освященную землю, которую вручит вам священник после панихиды, следует отвезти на кладбище и крестообразно высыпать на могилу со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!». Если же местонахождение останков неизвестно, можно отвезти эту землю на могилу кого-либо из кровных близких усопшего.

Нет, это одно из распространенных суеверий. Если кому-то приснился умерший близкий, это вовсе не означает предвестие скорой смерти. Просто он хочет молитв о себе, просит о них, жаждет их.

«Тело истлевает в земле, но душа жива, она хочет общаться с нами. Она хочет сообщить нам , что нуждается в том, чтобы мы помнили о ней. И когда люди начинают молиться : не просто платят деньги в храме,заказывая сорокоуст, и уходят, считая, что исполнили свой долг, или ставят толстенные свечи, — а когда вместе с церковной молитвой и сами начинают молиться, по настоящему просить о покойном, -эти сонные посещения заканчиваются» («О молитве»)

Вещи наших усопших родных можно отдать нуждающимся семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, погорельцам, беженцам, малоимущим, бездомным. Эти люди будут рады таким вещам, если они чистые и могут быть использованы по назначению.Одновременно это будет вашей заботой об умершем родственнике: одеть неимущего человека, сделать доброе дело ради него — это всегда большая помощь душе усопшего.

Если вы не знаете нуждающихся лично, то можно передать вещи в благотворительный пункт сбора вещей. В наше время в большинстве православных храмов, несмотря на нехватку помещений, принимают вещи с тем, чтобы раздавать их нуждающимся прихожанам или тем, кто обращается за помощью.

Нет строгих правил о том, как поступать с хорошими вещами умерших, что и куда нужно отдать. Какие-то вещи напоминают нам о почивших близких, были им в свое время дороги или были даже завещаны нам, их потомкам. Поэтому не стоит пренебрегать, брезговать ими. Ведь абсурдным будет высказывание: так как на этой земле жил покойный, я не буду по ней ходить… Вещи эти можно стирать, ремонтировать, обновлять. В русских семьях всегда почитали за честь хранить бабушкино подвенечное платье, награды прадеда, а некоторые вещи становились семейными реликвиями, не давая нам забыть, что Бог наш — «не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея, 22:32)

Молиться за некрещеного человека в церкви нельзя. Как за него в церкви молиться, если у такого человека даже нет имени, которое дается при совершении Таинства Крещения? За некрещеного, если он вам очень дорог, можно молиться дома, в своей келейной молитве. Поминовение же в Церкви невозможно, так как нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти. «Идите и проповедайте Евангелие по всей вселенной: кто крестится, тот спасен будет» — это не просто очень важные для всех верующих слова Спасителя, это очевидная истина, к которой мало что можно добавить.

Что касается молитвы за иноверцев, то за них молиться можно, ведь Церковь Христова молится за весь мир. В молитве за человека другой веры нужно просить о том, чтобы Господь их вразумил. Ведь Он пришел спасти все человечество.

Есть две традиции, совершенно равноправные: по одной, образ, с которым отпевали, оставляют в гробу; по другой — не оставляют, а забирают домой родственники. Это Ваш вариант. Икона эта ничем не отличается от остальных, ее можно поставить к другим образам, можно на какое-то отдельное место.  Это просто образ, в истории которого есть то, что он был на похоронах, и все. Молитесь перед этой иконой, как и перед всеми другими, хотите — можно перед ней молиться о упокоении покойного, которого отпевали.

Да, конечно, на похоронах можно здороваться друг с другом. Желать друг другу здравия уместно всегда, в том числе и когда мы провожаем близкого нам человека в последний путь.