Последние слова Русских Писателей перед смертью.
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792), русский писатель
Незадолго до смерти Фонвизин, уже разбитый параличом, катался на инвалидной коляске перед университетом и кричал студентам: «Вот до чего доводит литература. Никогда не будьте писателями! Никогда не занимайтесь литературой!»
Иван Сергеевич Тургенев (1809-1883), русский писатель
Последние слова писателя были обращены к окружавшему его семейству Виардо: «Ближе, ближе ко мне, и пусть я всех вас чувствую около себя… Настала минута прощаться… Простите!»
Николай Васильевич Гоголь (1810-1852), русский писатель
Умер от малярийного энцефалита в страшных мучениях. Граф А.П. Толстой, в доме которого он жил, приглашал к больному московских светил медицины, но все было тщетно.
Умер Гоголь 21 февраля в 8 часов утра. Последними его словами были: «Лестниц. Давит…лестницу!» И – врачам: «Не тревожьте меня, ради Бога!»
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1891), русский писатель
Из воспоминаний жены писателя: «За 2 часа до смерти, когда пришли на его зов дети, Фёдор Михайлович велел отдать Евангелие своему сыну Феде и, держа мою руку в своей, говорил: «Бедная, дорогая, с чем я тебя оставляю… бедная, как тяжело тебе будет жить»».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889), русский писатель
«Мне хотелось перед смертью напомнить публике о каких-то ценных и веских для нее словах: стыд, совесть, честь и т.п., которые иные забыли и ни на кого не действуют», — говорил он Елисееву.
Максим Горький (1868-1936), русский писатель
В один из последних дней своей жизни произнес чуть слышно «Отпустите меня».
И второй раз, когда уже не мог говорить, показывал рукой на потолок и двери, как бы желая вырваться из комнаты.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910), русский писатель
Умер Лев Толстой по дороге на юг на почтовой станции Остапово. Бормотал что-то невнятно, как бы во сне «… истину люблю больше».
Антон Павлович Чехов (1860-1904), русский писатель
Когда пришел врач, Чехов сам сказал ему, что умирает и что посылать за кислородом не нужно, так как пока его принесут, он будет мертв.
Доктор велел дать умирающему бокал шампанского. Чехов взял бокал и, как вспоминает Ольга Леонардовна, повернулся к ней, улыбнулся и сказал: «Я давно не пил шампанского». Выпил все до дна, тихо лег на левый бог и вскоре ушел навсегда.
Николай Алексеевич Островский (1904-1936), советский писатель
Из воспоминаний жены Раисы Островской: «Он заговорил со мной о том, что человек должен быть стойким и мужественным и не сдаваться под ударами жизни: «В жизни всякое бывает, Раек…Вспомни, как жизнь меня била, старалась выбить из строя. А я не сдавался, упорно шел к намеченной цели. И вышел победителем. Свидетели тому – мои книги»».
Михаил Афанасьевич Булгагов (1891-1940), русский писатель
В своих воспоминаниях жена писателя, Елена Сергеевна Булгакова, приводит последние слова мужа: «Он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему питье, лекарство, лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?». Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали»».
Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958), советский писатель
Он был один. Лежал, прикрываясь пальто. Рядом на стуле стояли пузырьки с лекарствами. В комнате было не прибрано. Везде на столе, на книгах, лежала пыль.
Он был грустен и говорил: «Я все думаю, что человеку надо вовремя умирать. Боже, как был прав Маяковский! Я опоздал умереть. Умирать надо вовремя»










